?

Log in

No account? Create an account
Dzecko's journal
Частная история человечества
Свежие записи 
dzecko
Засел за чтение аутентичной стенограммы XVII съезда ВКП (б) (1934-год). Аутентичной, потому что тогда же и выпущена, без купюр и закрашенных имен. Пока прочитал лишь речь Сталина на открытии, доклад тов. Владимирского от ревизионной комиссии и прения. Так вот, сравнивая со съездами "Единой России" могу сказать, что в ВКП (б) съезды проходили в более свободной манере с едкими ремарками и подколами. Несмотря на продолжительные аплодисменты, то и дело переходящие в овации ;-)
5-ноя-2017 05:13 pm - Звонок
dzecko
Выходной. зашел в редакцию на полчасика. Дом Печати пустой, на этаже тиишина. И вдруг звонок. Один, другой... Ну взял сдуру трубку.
- Добрый день, "Уфимские ведомости". Но вообще-то сегодня у нас выходной, и вы вообще меня случайно застали.
- Да, я знаю, - торопится скрипучий мужской голос. - Может, и зря позвонил. Я просто хотел узнать, а нет ли в редакции случайно дежурного Глинского.
- Случайно есть, это я. - И ведь действительно был дежурным по номеру в последнем выпуске.
- А тогда откройте газету на 18 странице.
- Открыл и что дальше?
- Ну прочтите там первую же заметку про минимальный размер ручной клади. В газете написано, что он не может быть меньше, чем 5 килограмм. Ведь это ошибка.
- Возможно.
- Ну почему возможно?! - начинает кипятиться мужик. Ведь точно ошибка. Там должно быть "не больше, чем 5 килограмм".
- Ну и что?
- Как что? куда мне позвонить теперь? Главному редактору или еще куда?
- Зачем?
- Ну так у вас же в газете ошибка... У вас корректоров нет?
- Есть. Трое. И все трое могли не увидеть. Иногда можно даже вдесятером не увидеть. Что случилось-то?
- Ну как же ошибка ведь!!!
Повесил трубку. И вот думаю, ну на хрена кому-то надо звонить в выходной день, чтобы сказать, что из 24 газетных полос он обнаружил ошибку. Вот что у таких людей в башке? Может, кто объяснит мне, сирому...

UPD А теперь самое вкусное. Выношу коммент от pticekrolik: "А ошибки и нету. Пассажир может взять не _больше_, чем норма, которую устанавливает кампания. А компания не имеет права делать эту норму _меньше_, чем 5 кило."
dzecko
А кто-нибудь мне сможет назвать фильм и соответственно год, когда на советском экране впервые прозвучало слово "сексапил"?
3-ноя-2017 01:47 pm - Загадка 37 года
dzecko
Ну да.. Как-то так. Результат отсутствия партийных чисток.
Оригинал взят у anticomprador в Загадка 37 года
37 год загадочен.
Но когда читаешь вот этот список:

Путин В.В., член КПСС с 1975 года.
Матвиенко В.И., член КПСС с 1972 года.
Нарышкин С.И., член КПСС с 1976 года.
Медведев Д.А., член КПСС с 1986 года
Иванов С.Б., член КПСС с 1973 года.
Шойгу С.К., член КПСС с 1979 года.
Лавров С.В., член КПСС с 1972 года.
Собянин С.С., член КПСС с 1986 года.
Чуров В.Е.,член КПСС с 1982 года.
Фрадков М.Е., член КПСС с 1972 года.
Полтавченко Г.С., член КПСС с 1975 года.
Бортников А.В., член КПСС с 1975 года.
Степашин С.В., член КПСС с 1973 года.
Чайка Ю.Я, член КПСС с 1976 года.
Грызлов Б.В., член КПСС с 1971 года.
Астахов П.А., член КПСС с 1985 года.
Сечин И.И., член КПСС с 1990 года.
Чубайс А.Б., член КПСС с 1980 года.
Колокольцев В.А., член КПСС с 1982 года.
Улюкаев А.В., член КПСС с 1983 года.
Силуанов А.Г., член КПСС с 1989 года.
Володин В.В., член КПСС с 1985 года.
Сурков В.Ю., член КПСС с 1985 года.
Голикова Т.А., член КПСС с 1986 года.
Зорькин В.Д., член КПСС с 1970 года.
Лебедев В.М., член КПСС с 1968 года.
Тулеев А.Г., член КПСС с 1968 года.
Зубков В.А., член КПСС с 1967 года.

- в голове начинает рождаться некое понимание...

dzecko
Буквально вчера его слышал в эфире "Эха Москвы". Он уверял, что в шарашках хайтек создаться не может. Когда ему напомнили про шарашку Сергея Королева, наш любимый с детства Дениска ничтоже сумняшеся заявил (привожу на память, поэтому возможны вариации): "Королев - это не хайтек, это грубая механика. Хайтек - это айфоны, компьютеры, нанотехнологии".
Вот оно чё!
А теперь немного покопаемся в биографии самого Драгунского. Кстати, папа его родился в Нью-Йорке в 1913-м. Но семья решила вернуться в Россию. В 1918 году дед Дениса Драгунского умер от тифа, отчимом его отца стал председатель городского ревкома Ипполит Иванович Войцехович. Кстати, двоюродный дед Дениса Драгунского был председатель Гомельского губернского суда, затем прокурор Ивановской Промышленной области (1931—1934) и Азовско-Черноморского края.
Но потом у отца Дениса Драгунского появился еще один отчим - режиссер еврейского театра. Так начался путь Драгунского старшего в искусство. Вполне достойный, наверное, человек. А уж его рассказами про Дениску вся страна зачитывалась взахлеб. Читали и радовались, в какой прекрасной стране мы живем и как хорошо быть советским человеком. Вы же не будете отрицать, что "Денискины рассказы" - настоящая советская литература? Которая, кстати, и очень хорошо оплачивалась.
Ну а что сам Дениска? Наверное, его очень обижала эта страна? Держала его в черном теле? В 1973 году окончил филологический факультет МГУ. В 1973—1979 годах преподавал греческий язык в Дипломатической академии МИД РФ. Писал сценарии, по ним выходили всем известные фильмы.
А сегодня Денис Викторович вовсю рассказывает молодому поколению, насколько невозможно было жить в проклятом совке. Причем, рассказывает это, неплохо монетизировав сначала совковое наследие, а затем и свой антисоветизм.
dzecko
Кстати, сразу отвечу на частый вопрос. Все равно, кто-нибудь мне его задаст. Почему я выкладываю эти биографии? Что я хочу ими сказать? Так вот. Есть такое чувство человеческое - благодарность. Благодарность родителям. Не за то, что они идеальны, или что они нас родили. Нет. Но без них для нас не было бы ничего и мы были бы другими. Благодарность стране, которая тебя воспитала, дала образование, дала старт для того, чтобы ты вошел в элиту ее. Благодарность народу, который позволил тебе учиться в лучших вузах, пока он сам горбатился, чтобы у тебя на столе были хлеб, масло, да и сам стол со стульями тоже был. Увы! В моих списках находятся люди неблагодарные. Будучи плоть от плоти той системы, которую они сегодня проклинают, они создали гораздо более уродливого ужеежа. Почему так получилось? Потому что этот ужееж - зеркало их души, не знающей благодарности и истинного сопереживания.
dzecko
В продолжение предыдущего поста решил выложить еще порцию биографий.

Итак продолжим. Опять же все сведения из открытых источников.

Григорий Явлинский
У него были очень хорошие родители. Вполне советские. Папа беспризорником попал в колонию к Макаренко, где из него сделали достойного человека. Был фронтовиком, артиллеристом. После войны сам стал директором детской колонии. Мама войну была в эвакуации, потом преподавала в вузе.
Сам Григорий Явлинский закончил "Плешку" (нынешняя ВШЭ), затем стал начальником управления социального развития и народонаселения Госкомитета по труду и социальным вопросам. То есть, не бедствовал. Обычная биография человека, который поднялся наверх благодаря советской власти. Более того, и на свет бы без нее не появился. Ибо у его отца-беспризорника шансы получить образование и встретиться с преподавательницей вуза были нулевые. Ну сынок постарался власть отблагодарить.

Читать дальше...Свернуть )
dzecko
На пост меня сподвигли утверждения одной юной особы о том, что якобы либералы заинтересованы в раскрытии архивов Лубянки по репрессированным и доносам. Ну что же когда-то я прогулялся по биографиям нашей диссиды. Сейчас попытался собрать все в одном тексте.

Людмила Алексеева
Читаем внимательно общедоступную Википедию. «С раннего детства Людмилы её семья обосновалась в Москве, вначале жили в бараке в Останкине, а в 1937 году переехали в центр Москвы в коммунальную квартиру, которая освободилась после ареста одного из ответственных работников Центросоюза — ведомства, в котором работал Михаил Славинский.
В 1937 году начались аресты, 29 квартир в их доме сменили жильцов. Десятилетняя Людмила не воспринимала происходящее чем-то чрезвычайным, она не знала другой жизни и не задавала вопросов. Взрослые вели себя осторожно, не обсуждали происходившее вокруг них, дети интуитивно вели себя так же. Весной 1937 года был арестован председатель Центросоюза и на допросах признался в том, что создал в ведомстве «подпольную фашистскую организацию», в которую вовлёк около трёхсот коммунистов, своих сотрудников. Отец Людмилы попал под следствие, но избежал репрессий. Всего, согласно мемуарам Людмилы Алексеевой, 297 сослуживцев М. Л. Славинского были отправлены в лагеря или уничтожены».
А теперь внимание: Она родилась в семье одного из ответственных работников Центросоюза. Въехала в квартиру другого арестованного ответработника (за какие заслуги?). Ее отец был под следствием, но репрессий избежал. И таких счастливчиков было только трое из 300 сослуживцев (опять же за какие заслуги?).
Ну а теперь, что же толкнуло юную Людмилу на путь диссиды? «В 1945 году Людмила Алексеева поступила на первый курс исторического факультета МГУ. Через неделю занятий её избрали комсоргом группы, однако вскоре ей заявили, что комсоргом должен быть фронтовик, и решение пересмотрели». Это настолько ее потрясло, что она решила бороться с режимом, что, правда, не помешало ей закончить истфак МГУ и позднее и аспирантуру по специальности «история КПСС».

Читать дальше...Свернуть )

Продолжение следует.

28-окт-2017 02:33 pm - Тихим зимним вечером
dzecko
Когда я слышу о том, как плохо жить в современной Уфе - то дороги узкие, то улицы темные - вспоминаю эту историю.
Это была зима 81-го или 82-го года точно не помню. Наверное, январь, каникулы. Темный вечер, где-то в районе восьми часов. Было мне лет 14-15. Мы с пацанами цеплялись за трамваи, и катили по накатанным рельсам. Так мы укатили в район улицы Сунь-ят-сена. Есть такая улочка в Уфе. Она и сейчас ночью выглядит мягко сказать угрюмо, а тогда вообще на всю улицу было пара фонарей и одна пустая трамвайная остановка. Было жутковато.
И вот вдали по улице стали раздаваться душераздирающие крики "Помогите! Убивают!". Вскоре я увидел, как по улице несется мужик с портфелем, а за ним бегут трое других угрюмых мужиков. Вот они его догнали. Повалили с ног. Стали пинать. Потом он снова как-то вырвался. По улице вновь понесся крик и перемат. Никто ему на помощь, конечно, не пришел. И вот метрах в пятнадцати от нас с приятелем, остолбенелых от необходимости что-то делать и понимавших, что самое верное, что мы можем сделать - это сделать ноги, он вдруг уткнулся в забор и вырвал оттуда доску и с каким-то визгом-хрипом бросился на мужиков. И он это сделал. Он просто взял и отхерачил этой доской двоих, а третий остановился и бросился назад. Третий бросился назад, а мужик с доской за ним.
Это было восемь часов морозного январского вечера, и сугробы тогда стояли вровень с нашим ростом.
1-окт-2017 07:09 pm - Вопрос к залу
dzecko
Читаю Тома Пикетти "Капитал в XXI веке". Если тезисно, он со статистикой в руках доказывает, что имущественное неравенство в мире (не только в России, а в мире, и даже прежде всего в развитых странах) будет продолжать усиливаться и вскоре достигнет уровня середины XIX века.
Кто что думает на эту тему? Есть ли шанс еще избегнуть такого исхода? Тем более в ситуации съеживания социалки и зарплат опять же по всему миру.
Основной


«Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив».

Эта цитата одна из самых запоминающихся, на мой скромный взгляд, вошедшая в книгу — собрание сочинений из 7 томов. Автором этой книги является — один из самых выдающихся советских педагогов XX века. Это сейчас его система так популярна в Европе, в азиатских странах, но не актуальна в России. Это сейчас и сегодня мы можем всё — осознанно забыть, стереть, не принимать…

Вспомните, когда вы в последний раз слышали упоминание имени Макаренко? В связи с какой-нибудь серьёзной статьёй на тему о воспитании подрастающего поколения? В какой-либо публичной дискуссии о вопросах образования? Сомневаюсь. Скорее всего в обычном разговоре в ироническом контексте: мол, тоже мне, Макаренко нашёлся…

1988 год специальным решением ЮНЕСКО был объявлен годом Макаренко в связи с его 100-летним юбилеем. Тогда же были названы имена четырёх великих учителей, определивших способ педагогического мышления XX века – это А.С. Макаренко, Д. Дьюи, М. Монтессори и Г. Кершенштейнер.

Читать дальше...Свернуть )



29-сент-2017 01:43 pm - ЖЖ, что с тобой?
dzecko
Как однако изменился ЖЖ за время моего двухгодичного отсутствия. В ленте то эротика, то вообще не пойми что. Крутил-крутил ленту и так и не встретил чего-то, на что хотелось бы отреагировать. Но возвращаться надо. Хотя бы для себя самого.
29-сент-2017 12:03 pm - Утро
dzecko
Заглянул я в холодильник..
И закрыл я холодильник,
Потому что не мобильник
Этот самый холодильник.
И обещанный платеж
Ты в него не проведешь.
26-сент-2017 08:41 am - Странные сны
dzecko
Нашел на ковре стольник... И тут же проснулся. Но перед этим (во сне) было еще более странное. Я был в гостях в какой-то милой семье с кучей-кучей животных - от черепах до попугаев. потянулся было посмотреть поближе на странного хамелиона, как подо мной, под ковром, что-то пискнуло:
-Ой!
-Ты кто?! - шарахнулся я.
- Я любимая крыска тети Гули., И из ковра стала продираться зубастая пасть... Так вот тогда я не проснулся, а стоило найти столь нужный стольник, как на тебе механическое чудовище возвестило: "Пора на работу".
Про остальные сны я как-нибудь попозже расскажу.
dzecko
Хотя если честно ушли уже давно, просто еще сохраняем свои физиономии то в одной Мордокниге, то еще где. Но дед у моего сольвентного друга еще одну переделку задумал:

Еще один Великий Исход
Похоже, FB, VK, ЖЖ и другие новомодные штучки типа Whatsapp'a и прочая хрень теперь перестала быть нашей площадкой для милых переговорчиков. После того, как туда полезли начальники всех мастей: началось: "А хуле ты тут про цветочки-лютики по ночам размышляешь, а текст не написан?" Или "Как ты мог написать в своей милой Мордокниге, хоть одну мысль, не совпадающую с направляющей и укрепляющей. Или наоборот - не совпадающую с с разрушающей и уводящей.
Мы Росреестра боялись, идиоты. А бояться надо было самих себя. Потому что любой блогер, становящийся потом начальником, ведет себя так же, как и все.
Ну и кудыть бежать-то будем, сынки? Где будем про травку-муравку рассуждать, высокоинтеллектуально друг друга по е..лу щелкать?
Может у кого дельные мысли есть? А вот у деда Перделки, как всегда на полатях не только винторез лохматого года найдется, но и очередная переделка.
Ведь все эти мальчики-айфоны почему вдруг сетевыми монстрами стали, зачем в сеть полезли? Они там хотели с народом пообщаться. Прикоснуться к духовному, не все же по три копейке на остановках тырить. А мы и рады стараться: "Заходите, люди добрые, мы вам блогерские посиделки с чайком и печеньками, мы вам - вечера духовного хаоса". И те поначалу-то приглядывались к хаосу и даже что-то в нем понять пытались. А потом им надоело и они сказали: "А ну шелупонь затихоритесь пока там вас наш дядька Росреестр не вытащит".
Вот мне сегодня осенним ветром и надуло, а может мы действительно тихо и смирно пойдем куда-нить на х..утор бабочек ловить, а они сами - заметьте сами попрутся за нами. А там уже свой реестр: Нащальника, да?! Айфон-муфон с альфа-ромео не путаешь, еще и корочки важные имеются. Ну вот и иди родной в собою загаженное же болото.
Чё-то меня бабка поленом бьет. Видно альфа-ромео за альфа-самца принила.
Остаюсь ваш дед Перделкин.
Мед, чай, и адреса явок принимаю с благодарностью ;-)
С благодарностью взял здесь: https://solventsdream.livejournal.com/23532.html
dzecko
То ли прелюдия, то ли реконнесанс
Ну уж не знаю, кого как зовут. Меня вообще стараются никуда не звать — мол воздух я им завсегда порчу. Только у них благость собирается да всякие мир и согласия в воздусях. Как я тут, как тут. И вот ведь, как другой дед когда-то говорил: никогда такого не было и вдруг снова: ни каких тебе воздусей, никаких тебе конкордий, а сплошная срамота сразу с несколькими уголовными статьями.

А так-то я ничего — вон и бабка подвердит. Это только если чесноку много переем, но за это меня сразу на печку интернируют. А прозвище мое совсем от другого произошло — всю жизнь я что-то переделать хотел. И главное ведь всегда по-моему выходило. Но какая-то крыса канцелярская мою знатную фамилию в Перделкин перекукожила. Попалась бумага к генералу на представление к ордену. А там, мать честна! Ну ладно Перевертайкоровы какие, Бахым-компоты да Элла Канценблюм, она же Панеяд..Но это-то вообще ни в какие ордены не лезет. А бумагу к маршалу нести, а там и еще куда. Ну и положили меня в запрет. Теперь все открытия проходят мимо моих полатей в запечном пространстве. Но молодые и туда ведь теливизер провели. Вот и не могу я уж совсем от переделок своих отказаться.

Как казнокрадов вывести

Тут ведь все с ног на голово поставлено. А они казнокрады в этом плане ученые. Их хоть гутапперчевым мальчиком в позу писающего кураиста поставь, все равно выяснится, что из этого писюна воды меньше утекло, чем обратно. Но это я отвлекся малеха.

Вопрос ведь по телевизеру как стоит: «Как вывести казнокрадов?». А ответ прост — их оттуда выводить не надо вообще. Пусть себе живут. Вот вы, мадам ведущая, на рынке бывали? Обратили внимание, что какой-бы он, этот рынок, не был огранизованный на нем всегда будут коты и голуби. И хоть ты их там всем Китаем выводи, торговцы разбегуться, а коты останутся.

Так и с казнокрадами — они же естественное состояние нашего собременного биоценоза. Вот ведь поднабрался слов из плазменного блина. И ведь что печально блин-то к моим полатям повернут наклейкой, да какими-то иероглифами, а всю картинку молодые к себе утащили. И опять отвлекся... Так вот надо их в биоценозе использовать грамотно. Пришел будущий кознокрад на рынок, тьфу, в администрацию, а ему тут же: «Никакой вы, господин, не будущий казнокрад, а самый что ни на есть настоящий. Извольте бриться. Сколько там по среднему чеку по вашей должности в УК отмерено?!». И все — тут тебе и конфискация, и возвращение материального ущерба, все сразу. А потом с завтрашнего дня можешь работать. Ибо ты вполне благонамеренный гражданин Российской Федерации. Короче, не надо кота пытаться спрятать от сметаны, или наоборот. Надо просто крынку сделать уже, чтобы он отттуда вылезть не мог.

Теперь по санациям

Сбербанк тут протянул руку помощи «БИНбанку». Мне бы очень хотелось бы взглянуть на сам этот момент, но телевизер, сволочь, ко мне спиной повернут. Тут я вам ребята скажу просто. Какую-то другую он часть тела туда протянул, не иначе. Ну не умеют банкиры иначе.

Так может, и бес бы с ними? Пусть они себе там их, наконец, поотрывают и останет обычный, незнающий никаких ребрендингов, Госбанк, пахнущий заезженными до кровавых мозолей на заднице щепастыми лавками. Зато, как сейчас помню, пятого — аванс, двадцатого — получка. Нет, ну если там действительно им кого-то надо время от времени санировать, пусть санируют дядю Ваню из соседней избы. У него все равно три дочери-сестры в Москву подались, а шамбо вычистить некому.

Ой, бабка на полати ползет. Это хорошо, если он там новый хит какой услышала, а если еще чего, то боюсь отвлечет она меня от переделок-то.
dzecko
В этот день мне щелкнет первый полтинник. Думаю, что к этому времени я уже выработаю какую-нибудь внятную френдполитику.
Однако пока ее у меня нет! А это значит:
1) Все, кто согласен читать меня, могут быть уверены в том, что и я их читаю. Однако, это вовсе не означает, что если я вас зафрендил, то вы мне чем-то обязаны. Главное мое кредо: никто и никому в этой жизни ничем не обязан. Поступайте как хотите.
2) К бану я не прибегаю принципиально. (Огорченно: теперь прибегаю) Крепкие выражения меня не смущают, но не приветствуются. Удаво-албано-подонковский язык забавляет, но только первые две секунды. Хамство по отношению ко мне не наказывается, не приветствуется и не забавляет, по отношению же к моим гостям карается расстрелом. Все точка.
С уважением Владимир Глинский.



А это мой сайт!






Каталог блогов Blogdir.ru
website counter Анализ веб сайтов
Блоги Уфы и Башкортостана
dzecko
В двадцать третьем номере информационно-аналитического еженедельника «Истоки» Виктор Карелин пишет о региональном пилотном проекте, Энциклопедии миротворчества Башкортостана, и полагает, что для столицы республики это может быть брендом: Уфа – город-миротворец.

Уфа – как город-миротворец?

В Башкортостане формируется региональный пилотный проект – Энциклопедия миротворчества Башкортостана.
Каждая страна, да что там страна – практически каждый город имеет свой символ и герб. К этому мы успели привыкнуть: все-таки богатая история, обычаи народов, местный колорит…
Причины этого нового веяния понятны и лежат они как в сфере экономической, так и в политической. Вязьма гордится историей своих пряников, Тула – самоварами, производят сей продукт и сегодня. Рязань – гордится Сергеем Есениным, грибами – «в Рязани все грибы с глазами, их едят – они глядят», десантниками ВДВ. Псков – скобарями, кузнецами. Ижевск – город оружейников. В Тамбове вполне уютно волкам – в Мичуринске (Тамбовская область) волки закусывают яблоками… Город Пермь известен туристам солеными ушами («пермяк – соленые уши»). А вот Великий Устюг – почти двадцать лет назад стал родиной Деда Мороза, который долгое время обходился без постоянного местожительства. Но сегодня у него есть собственная резиденция в Великом Устюге. Почему он поселился именно в этом городе? У того, кто хоть раз побывал в вологодских краях, такой вопрос вряд ли возникнет. Здесь настоящие сказочные леса, дивные озера, чудодейственные родники. Где же еще жить нашему волшебному Деду! Лучшей родины ему и не отыскать.
В увлекательные экскурсии по Великому Устюгу едут со всей России, туристы получают море позитива и незабываемые эмоции, которых хватает на целый год!
В сегодняшней России насчитывается примерно 1200 городов. Но сколько мы знаем? Сколько вспомним, играя в города? Ну, 150, ну, 200… И что мы о них знаем? Практически ничего. Хотя в них проживает более 3/4 населения страны, десять крупнейших городов производят более половины российского ВВП. Почему-то эти факты находят до странности мало внимания в общественной жизни, в информационном пространстве. И даже наоборот, бытует стереотип, что исконные русские корни, ценности, традиции, вера, культура в настоящее время скрыты где-то в сельской глубинке, а в городах они, напротив, гаснут и гибнут. Понятно, что это не способствует развитию местного самоуправления, городского патриотизма и гражданского общества, о которых так много говорят, но не более того.
Символы городов широко используются в сувенирной продукции – магниты, тарелки, кружки, картины, памятники, подарочные наборы, продукты питания... Сегодня хороший бренд – это инструмент привлечения внимания, а вслед за ним – денег. Как приносит деньги красивая вывеска. Громкое имя города – та же вывеска. Но что за ней? Что отпечатывается в душе его жителей, гостей, инвесторов – всех, кому она адресована? Если город хочет развиваться вместе с миром, он должен точно ответить на вопрос: зачем и кому он нужен.
А какой же бренд имеет Уфа? В свое время автор этих строк предлагал сделать Уфу – столицей уфологов. И название вполне подходящее. Выделить для уфологов достойное здание, создать музей уфологии, сделать памятники инопланетянам, летающим тарелкам. То же здание ипподрома «Акбузат» путем небольшой реконструкции можно превратить в огромную летающую тарелку, а газоны городских улиц вместо скучных лошадок украсить зелеными человечками. Уфа – город уфологов – это прекрасный бренд!
А сегодня возникла еще одна идея. А почему бы Уфе не стать городом-миротворцем. В Республике Башкортостан живут и прекрасно уживаются более 130 национальностей, принадлежащих к различным социальным группам, мирно соседствуют все конфессии наиболее влиятельных религии человечества. Широко развиты межнациональные браки. Уфа известна как город проведения саммитов ШОС и БРИКС в 2015 г. Здесь прекрасная инфраструктура, множество гостиниц, исторических мест, музеев, ярких цветущих клумб и газонов, великолепных памятников и фонтанов. Что стоит только один Монумент дружбы! В ожидании саммитов Уфа преобразилась! В столице Башкортостана солнечно, чисто, уютно, доброжелательно и красиво! Гости города прекрасно помнят, как знакомились они с достопримечательностями Уфы, посещали парки и музеи, как гостеприимно Президент Путин угощал их на уфимской земле супом из раковых хвостов и уткой по-башкирски. И, даже здание Конгресс-холла изначально строилось как Дом дружбы народов. Почему в ходе строительства поменяли название, непонятно. Место проведения саммитов было выбрано очень удачно. Исторически Башкортостан находится на стыке двух континентов – Азии и Европы и практически Уфа уже стала городом Дружбы и Мира!
Продвижению Уфы, как города-миротворца, заведомо гарантирована мощная низовая поддержка. Проект будет восприниматься «на ура» как населением Уфы, так и всей республики. Это обеспечит необходимый административный ресурс. При правильной организации это вызовет активное включение широких слоев населения, Наконец, проект будет поддержан как большим, так и малым бизнесом, поскольку любой корпоративный бренд имеет место производства, и бизнесмены знают, что имидж товара, произведенного в городе, очень легко поднять до имиджа самого города.
Так что брендинг города Уфы – это гарантированно общенациональный проект. А связь спускаемых сверху инициатив и позитивной и энергичной реакции «снизу» – это как раз то, чего так не хватает нынешним проектам общенационального масштаба.
Понятно, что воплощение столь мощного, истинно инновационного и амбициозного проекта потребовало бы на первых этапах сильную, творчески заряженную волю на самых верхах. Но ее пока не видно. И понятно, почему… Заботы другие. Но городу не обязательно ждать. Можно начинать действовать без высокой санкции.
Так, например, Волгоградская региональная Общественная миротворческая организация «Истоки процветания» инициировало пилотный проект по созданию Энциклопедии миротворчества России, который уже получило развитие.
– В рамках этого проекта в Башкортостане формируется региональный пилотный проект – Энциклопедия миротворчества Башкортостана, – говорит координатор проекта в Уфе Ирина Юрьевна Туркина. – Цель проекта показать пути миролюбия народа Башкирии и отработать модели извлечения благо из миролюбия, в русле правового течения.
Авторы проекта предлагают не один день – 1 сентября, а намного чаще проводить Уроки мира, а дисциплину «Миротворчество» включить в число обязательных в школьной программе в ведущих школах и гимназиях столицы. Потом, непонятно, почему защитой прав человека, в том числе россиян, закрепленных во Всеобщей Декларации Прав Человека, других Международных Пактах, занимается какая то хельсинская группа. Что, нет у нас своих правозащитников? А почему бы Центр правозащиты прав человека не разместить в Уфе? Так что идея есть и есть кому ее поддержать. А что по этому поводу думают наши читатели?
Виктор КАРЕЛИН.
Истоки.
dzecko
Я УЧУ БАШКИРСКИЙ

…И о погоде
Автор: Владимир Соловьев

После того, как мы поздоровались, поинтересовались самочувствием друг друга, разобрались с недопониманием, можно бы и поговорить. О чем? А о чем говорят культурные люди? О погоде, конечно.
Пожалуй, даже в пещерные времена выглядывал наш далекий предок из темной глубины своего потайного жилища, а его спрашивали сородичи, сгрудившись у костра:
- Какая сегодня погода, друг? Мамонтовая или саблезуботигровая?
А тот меланхолично отвечал:
- Снег, буран, ветер, временами усиливающийся до шквального, мамонты спят.
Вот с тех пор разговоры о погоде стали превращаться в необходимый ритуал. Причем, чем меньше деятельность людей от нее зависит, тем больше они о погоде разговаривают.
- Бөгөн көн ниндәй? – Спрашивают они: «Какая сегодня погода?».
- Нисә градус? – Встревожено интересуются они: «Сколько градусов?».
А им отвечают: Һалҡын. Минус 20 градус. – «Морозно. Минус 20 градусов».
Кстати, обратите внимание, что слово «градус» в башкирском языке употребляется в единственном числе. Например,
Бөгөн егерме биш градус hалҡын. – «Сегодня двадцать пять градусов мороза».
Бөгөн йылы. 15 градус. – Сегодня тепло. 15 градусов.
Какие слова нам потребуются для этого разговора?
Бөгөн – сегодня
Иртәгә - завтра
Нисә – сколько
Ниндәй – какой, какая
Һыуыҡ – холодно
Һалҡын – морозно
Йылы – тепло
Эҫе – жарко.

Кроме того, про погоду можно сказать: Бөгөн көн яҡшы (насар, болотло, ҡояшлы). – Сегодня погода прекрасная (ненастная, пасмурная, солнечная). Или: Ҡар яуа. – Идет снег. Ямғыр яуа. – Идет дождь.
Также в нашем климате будут нелишними и такие выражения:
Томан – туман.
Бөгөн бик тайғаҡ – сегодня очень скользко.

Упражнение 1.
Переведите с башкирского следующий диалог:
- Бөгөн нисә градус?
- Бөгөн hалҡын. Минус 25 градус.
- Егереме биш градусмы?
- Эйе.
- Көн болотломо?
- Юҡ, болотло түгел. Бөгөн көн ҡояшлы.

Кстати, заметили, что в разговоре о погоде у нас возникли с вами небольшие затруднения с обозначением количества? Придется позвать нам на помощь башкирские числительные. В целом наши погодные условия вполне помещаются в рамки от -40 градусов до +40, поэтому я предлагаю нам посчитать до сорока. Итак, начали:
Бер – один
Ике – два
Өс – три
Дүрт – четыре
Биш – пять
Алты – шесть
Ете – семь
Һигеҙ – восемь
Туғыҙ – девять
Ун – десять.

Сосчитали до десяти, а дальше к десяти – к «ун» - просто прибавляем необходимый числительный:
Ун бер – одиннадцать
Ун ике – двенадцать
Ун өс– тринадцать
Ун дүрт – четырнадцать…

И точно так же образуются числительные с обозначением десятков. Например, егерме – двадцать, егерме бер – двадцать один, егерме дүрт – двадцать четыре, ҡырҡ туғыҙ – сорок девять
Итак, продолжим:
Егерме – двадцать
Утыҙ – тридцать
Ҡырҡ – сорок.
Ну вот, теперь мы можем обозначить температуру от -49 градусов до +49. Но так как термометром наше количественное познание мира все-таки не ограничивается, я продолжу:
Илле – пятьдесят
Алтмыш – шестьдесят
Етмеш – семьдесят
Һикhән – восемьдесят
Туҡхан – девяносто
Йөҙ – сотня
Мең – тысяча

Кстати, а кто догадается, что может обозначать эта фраза: «Ике мең ун дүртенсе йыл»?

Упражнение 2.
Переведите на башкирский язык:
1. Три тысячи двести сорок пять. 2. Пятнадцать тысяч четыреста шестнадцать. 3. Одна тысяча девятьсот шестьдесят семь.

Есть еще одна тема, о которой можно говорить вечно – это время. По-башкирски время звучит так: «ваҡыт». С давних пор человечество, присев на пенек, перемывает косточки этому безумному, безумному, безумному миру. Вот то ли дело были времена!.. Но мы будем прозаичнее, мы просто спросим у нашего собеседника: «Сәғәт нисә?» - Который час?
Теперь, когда мы с вами вооружены до зубов числительными местоимениями, мы можем смело отвечать собеседнику:
- Ун алты сәғәт ете минут. – Шестнадцать часов семь минут.
Опять же обращаю ваше внимание, что слова «сәғәт» и «минут» не употребляются здесь во множественном числе. Для того, чтобы сказать без стольки-то минут, в башкирском к слову «минут» прибавляется окончание «-тан». Например, Ун биш минуттан дүрт – Без пятнадцати четыре. А чтобы сказать «Пол-пятого», надо к башкирскому числительному прибавить окончание порядкого числительного «–се» и поставить за ним слово «ярты» - половина.
Например, «Бишенсе ярты».

Упражнение 3.
Переведите на башкирский язык обозначение времени:
1. 15:03. 2. 11:49. 3. 19:30. 4. 13:45.

Первый урок
Второй урок

dzecko
Я УЧУ БАШКИРСКИЙ
Моя твоя не понимай?

В прошлом номере мы с вами научились на башкирском языке здороваться, знакомиться, интересоваться состоянием дел и здоровья ваших собеседников и вовремя прощаться, чтобы не успеть им надоесть. Теперь продвинемся несколько дальше – на этот раз мы научимся с вами честно признаваться в том, что вы пока еще ничего не понимаете.
И не надо иронизировать по этому поводу – ведь это признание, сделанное корректно и самое главное вовремя вполне помогает налаживать столь необходимое взаимопонимание. Вот как вы думаете, что может быть общего между австралийским кенгуру, аляскинскими алеутами и центральноамериканским полуостровом Юкатан? На самом деле ответ прост, хотя, возможно, и неожиданен. Все эти слова обозначали фразу «Я вас не понимаю», произнесенную на разных языках. Когда конкистадор Фернандес де Кордоба после жесткого шторма вдруг прибился к цветущим берегам неизвестной земли, то местные жители на все его вопросы о названии этого уголка говорили что-то вроде «юкатан», что означало «Я не понимаю тебя». И первые австралийские поселенцы в ответ на свой вопрос по поводу названия симпатичного сумчатого животного тоже получили от аборигенов аналогичную фразу: «Кэн ге роо». Такая же история приключилась и с алеутами, которые на самом деле назывались унанганы, но самоуверенные европейцы восприняли их фразу «я вас не понимаю», как название местности и народа. И подобных случаев в человеческой истории не мало.

Урок второй. Реплики на понимание
Итак мы выяснили насколько важно вовремя разобраться с вопросами взаимопонимания, теперь попытаемся перейти к практике.
А по-башкирски эта же самая фраза «Я вас не понимаю» будет звучать так: «Мин hеҙҙе аңламайым». Или наоборот, вы прекрасно понимаете своего собеседника и хотите на радостях ему это выразить: «Я вас понимаю», говорите вы. Или по-башкирски: «Мин hеҙҙе аңлайым». А где же здесь спряталась столь привычная нам частица «не», можете спросить вы. И будете совершенно правы, потому что отрицание в башкирских глаголах выражается совсем иным способом, нежели в привычных нам славянских или европейских языках. В башкирском языке категория отрицания передается при помощи так называемых аффиксов отрицания –ма/-мә, которые присоединяются непосредственно к основе положительной формы глагола. В данном случае основа глагола «понимать» аңларға – «аңла». Вот к ней мы и присоединяем частичку «-ма». Например, «Тағы бер тапҡыр ҡабатлағыҙ әле!» - Повторите еще раз, пожалуйста! Или наоборот: «Ҡабатламағыҙ әле!» – Не повторяйте, пожалуйста!
Или: «Бында бар!» – Иди сюда! И в отрицательной форме: «Бында барма!» - Сюда не ходи!
Предположим, вы не поняли какое-то отдельное слово. Тогда вы можете спросить: «Был hүҙ нимә аңлата?» - Что означает это слово?
А можно даже переспросить: «Һеҙ нимә эйттеғеҙ?» - Что вы сказали?
Или попросить говорить помедленнее: «Зинhар, әкренерәк hөйләгеҙ»
Кстати, было бы неплохо поинтересоваться, а понимает ли вас ваш собеседник: «Һеҙ мине аңлайhығыҙмы?» - Вы меня понимаете?
Иногда, наступает такой момент, что ваша стадия владения языком, наконец, достигает уровня умной собаки, которая все понимает, но ничего сказать не может. Тогда будет не лишним сообщить, что «Мин башҡортса аңлайым, ләкин hөйләшә белмәйем» - Я понимаю по-башкирски, но не говорю.
Таким образом, вы уже вполне можете поддержать беседу.

Упражнение 1. Прочитайте небольшой диалог, переведите его и попробуйте составить свой:
- Һаумыhығыз! Минең исемем - Рәшит. Һеҙ башҡортса аңлайhығыҙмы?
- Һаумыhығыз! Мин – Игорь. Мин башҡортса аңлайым, ләкин hөйләшә белмәйем.
- Һеҙҙең hөнәрегеҙ ниндәй?
- Ғәфү итегеҙ, мин hеҙҙе аңламайым. Был hүҙ «hөнәрегеҙ» нимә аңлата?
- Был «ваша профессия» аңлата.
- Рәхмәт. Мин – нефтсе. Ә һеҙҙең hөнәрегеҙ ниндәй?
- Мин - хәбәрсе.
- Мин бик шатмын.
- Мин дә. Һау булығыҙ! Осрашҡанға тиклем!
- Һау булығыҙ, Рәшит!

Упражнение 2. Попытайтесь на месте многоточий поставить соответствующий глагол в отрицательной форме. Например: Мин белем (Я знаю) – Мин белмәйем (Я не знаю).
Һин аша! (Ешь!) - ...
Ҡара! (Смотри!) - …
Радио тыңла! (Слушай радио!) - …
Унда бар! (Сходи туда!) - …





Первый урок.
6-июн-2017 12:51 pm - Я учу башкирский
dzecko
Решил выложить свои уроки башкирского для русских. Этот проект в журнале "Уфа" мы начали еще в 2005 году. Поначалу я его делал как учебник, а в 2014-м решил просто дать навыки разговорной речи. И вот, что получилось.
Кстати, сами сканы кликабельны.
Урок первый.





Вы меня можете спросить, а как же это все произносится? Просто фонетику мы давали в более ранние годы. Но кроме того, это было мною сделано специально, чтобы человек мог спросить у своего друга-башкира. Полагаю, никто не откажет.
Но на всякий случай небольшой экскурс в фонетику:
һ - звучит почти также как английское h
ә - как английская "лягушка", то есть среднее между "е" и "а". В транскрипции пишется как æ
ө - очень похоже на английское ə: в слове girl
ҙ - как в английском звонкое th
ғ - как в украинском взрывное г
ҡ - гортанное к.
This page was loaded фев 21 2018, 7:20 pm GMT.